Конь в культуре

Конь - один из наиболее ярких и подлинно национальных образов в эпосе, изобразительном искусстве, народно-песенном творчестве. В искусстве красочное, выразительное описание коня рельефно проявляет образ самого народа создателя олонхо — скотовода и ценителя коня. Можно сказать, что в системе анималистических образов якутского изобразительного искусства конь, безусловно, занимает главенствующее место.

Бурнашев, Иннокентий Иванович
Сылгы уола Дыырай бухатыыр: олоҥхо = Сын лошади богатырь Дыырай: олонхо / Бурнашев И. И.-Тонг Суорун / [вступ. ст., коммен., указ.: В. В. Илларионов, Т. В. Илларинова; пер. на рус. яз. Е. С. Сидоров]; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГАОУ ВПО "Сев.-Вост. федер. ун- т им. М. К. Аммосова", Науч.-исслед. ин-т Олонхо, Ин-т гуманит. исслед. и проблем малочисл. народов Севера СО РАН. - Якутск: Издательский дом СФВУ, 2013. - 371 с.

Ойунский, Платон Алексеевич.
Нюргун Боотур Стремительный: Якут. героич.эпос олонхо. Воссоздал на основе нар. сказаний Платон Ойунский / Пер. на рус. яз. В.Державин ;[Послесл. и коммент. И.В.Пухова]; Ил. Э. Сивцева и др. - 2-е изд. - Якутск: Кн. изд-во, 1982. - 431 с.: цв.: ил.

В мифологизированных образах олонхо отразилась древнейшая история якутов - скотоводческого народа южного происхождения. Вот почему глубоко оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с преданиями других тюркских народов, живущих в настоящее время за несколько тысяч километров от якутов.

Mobirise
Крылатый конь Олонхо.

Конь и богатырь неразлучны. Нередко они прямые родственники, происходящие от одной волшебной кобылицы. Неразрывность связи героя со своим конем подчеркивается двойным его величанием - именем собственным, совмещенным с кличкой коня: «Нуораҕалдьын кугас аттаах Тойон Дьаҕарыма бухатыыр» («Богатырь тойон Джагарыма на рыжем коне»), «Хара дьоруо аттаах Харыйа Баатыр» («Харыйа Батыр на черном иноходце»), «Тура төрөөбүт туллук тураҕас аттаах Дьура бөҕө» («Джура Беге, владеющий конем, родившимся стоймя»).
Только благодаря своему коню, герой имеет возможность возможность путешествовать по всем трем мирам. Крылатый конь — это один из самых ярких образов в олонхо, воплотивший в себе самые смелые мечты древнего якута, всей душой стремившегося ввысь к божествам, сакральной чистоте.  


«А затем конь
С шумом полетел,
Развернув белые, величиною с половину елани
Крылья свои (гудящие на лету),
Летел он, летел.
Гудел он, гудел».  

                                                                     
  Из олонхо
«Строптивый Кулун Куллустуур» 

Mobirise


Образ коня в изобразительном искусстве Якутии

В произведениях художников конь выступает носителем разных характеристик.

Карамзин B.C. Род. 1930. Красавица Среднего мира. 1969. Из серии «Якутский героический эпос». Бумага, офорт.

Ковалевский O.M. 1928-1996. Осенняя Лена. 1981 Из серии «Ленские мотивы». Бумага, цв. линогравюра

Магатырова M.H. 1950-1992. Труженики села. 1988 Холст, масло

Осипов A.H. Род.1928. Коневоды. Белые ночи. 1975. Холст, масло.

Изделия из конского волоса

Конский волос у якутов имел и ритуальное, и хозяйственное употребление. Во время ысыаха пестрые веревки из конского волоса (салама), натянутые между коновязями и березами, увешивались цветными лоскутьями и белыми конскими волосами. Махалка из конского хвоста (дэйбиир) входила в число сакральных атрибутов, отгоняющих злых духов и охраняющих от возможных несчастий.
Павлова, Зинаида Евсеевна .
Кыл, сиэл үлэлэр тиллэр дьылҕалара . - Дьокуускай : Glyans, 2010. - 23 с.
В вып. дан загл.: Возрождение традиций в плетении из конского волоса. плетении из конского волоса.


Алаас уран тарбахтаахтара: выставки проекта - 2019 / Национальная библиотека Республики Саха (Якутия); автор проекта Л. П. Жиркова; составитель Д. И. Алексеева; [авторы предисловия: Л. П. Жиркова, С. В. Максимова, Л. И. Кычкина].  - Якутск: Электронное издательство НБ РС(Я), 2020. 
Прибылых, Н. М. Плетеные и вязаные игрушки из конского волоса . - Якутск : Сеть общественного экологического мониторинга, 2005. 
Mobirise

Пинигина Е.С. Род.1920. Циновка «Санаа». 1987. Конский волос, плетение

В наши дни декоративные изделия, выполненные в технике мозаичного плетения из конских волос, - одно из развитых направлений народного прикладного искусства. Это настенные коврики, ковры-циновки и покрывала для предметов интерьера, элементы национальной одежды от головных уборов и накидок до теплых носков.
Народные мастерицы, варьируя фактуру конского волоса, его разнообразные цветовые сочетания, умеют оттенить свойственную этому природному сырью национально-стилевую особенность.


Design a website - More here