Дьөһөгөй Айыы

В эпосе встречаются мотивы, из которых следует, что земля возникла от божественной лошади: «Изначальная мать-земля с самого начала, словно быстрая лошадь, прославленная и возвеличенная, образовалась сотворилась». Кстати, у древних индоевропейцев конь символизировал зооморфный образ Вселенной. Примечательно, что в мифах саха Вселенная и земля ассоциировались с прекрасным жеребцом - айгыр силик. Похожие представления существовали у древних ариев, отождествлявших ночное небо с черным конем, украшенным жемчугом. В эпической якутской традиции «кони посылаются из Верхнего мира, с небесной стороны, страны солнца». Якуты сравнивали лучи солнца с хвостом белой кобылицы.

Күн Дьөһөгөй оҕото = Священная лошадь саха / [хомуйан оҥордулар: Р. И. Бравина, С. Г. Алексеева, Н. П. Степанов]. - Дьокуускай : Бичик, 2011. - 181 с.
Күн Дьөһөгөй Айыы / [У. А. Винокурова, Н. П. Андреев, Р. И. Бравина уо.д.а. ; эпиэттиир ред. У. А. Винокурова]. - Дьокуускай : Бичик, 2002. - 99, [2] c.
Гоголев, Анатолий Игнатьевич.
Истоки мифологии и традиционный календарь якутов / А.И. Гоголев ; М-во образования Рос. Федерации, Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. Ист. фак. - Якутск : Изд-во ЯГУ,
2002. - 98, [1] с.
Гоголев, Анатолий Игнатьевич (д-р ист. наук; 1941).
Происхождение народа саха и его традиционной культуры / А. И. Гоголев ; [отв. ред. А. А. Бурцев] ; ГБУ "Акад. наук Респ. Саха (Якутия)". - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2018. - 255 с.
Тэрис
Айыы Суола / Тэрис. - Дьокуускай : Бичик,
2002. - 160 с.
Сокровища культуры Якутии / [С. Никитина, А. Гуков, О. Толстихин и др.]. - Москва : НИИ Центр, 2011. - 959, [1] с.

Книги о духовном наследии традиционного верования народа саха, посвященные Күн Дьөһөгөй Айыы - Солнечному Покровителю Лошади. В них собраны фольклорные, этнографические, лингвистические, исторические, литературоведческие, искусствоведческие, педагогические, и психологические знания о духовной сущности Культа лошади в культуре народа саха.

Mobirise

Ысыах Дьөһөгөй

В традиционной культуре саха центральное место занимает праздник ысыах, проводившийся в дни летнего солнцестояния. Праздник был направлен на приумножение табунов коней, стад коров и многодетность семей. В легенде говорится, что, когда служитель культа айыы по имени Эргис проводил ысыах, на середине неба появилось белое облако, из которого показался бог лошадей Дьөһөгөй в образе белого жеребца, и громко заржал. После этого выпал дождь.

Mobirise

Сэргэ
В прошлом многие коневодческие народы юга Евразии - европейских степей, юга Запада Сибири, севера Казахстана, Алтая, Тувы. Бурятии и Якутии устанавливали поблизости от своих жилищ специальные столбы
для привязывания лошадей.
Коновязи у якутов, бурят и монголов носят общее название «сэргэ».

Являясь неотъемлемой частью народного быта, сэргэ до сегодняшнего дня считается у якутов одним из самых уважаемых и почитаемых предметов-символов, таких как белая молочная пища. В тюрко-монгольском эпосе коновязь иногда проходит через три мира: верхний, средний и нижний, сливаясь с образом священного мирового дерева.
Коновязные столбы устанавливались не только с практической целью,
но и для проведения различных обрядов.

Якуты считали, что нельзя рубить на дрова столбы коновязи, они должны стоять до тех пор, пока не упадут от ветхости. Упавшие столбы коновязи уносили в лес и клали в развилку двух сросшихся лиственниц. Это объясняли тем, что к коновязи привязываются лошади,
которым покровительствует Дьөһөгөй Айыы. 

The website was built with Mobirise theme