Дьөһөгөй -
священная лошадь саха

По представлениям народа саха, лошадь - священное животное небесного происхождения. Ее огромная роль в хозяйстве, культуре и быте отразились в традиционных верованиях и эпосе.

Конь в традиционных верованиях саха

В фольклорно-мировоззренческой традиции образы коня и его покровителя Дьөһөгөй Айыы занимают центральное место. По мнению специалистов, культ коня среди тюркоязычных народов лучше всего представлен у якутов:
«В нем наблюдаются многие черты, уже либо полностью исчезнувшие из этого культа у народов Саяно-Алтая, либо оставшиеся у них в столь ослабленном виде, что понять и восстановить их можно лишь при помощи якутского материала». 

Mobirise

Фото Алены Горчаковой










Зима в Якутии

Якутия - самый холодный регион Земли.
Зимой температура воздуха в Оймяконской
(река Индигирка) и Верхоянской (река Яна) котловинах может опуститься до -67,8 градусов.

Mobirise









Современная якутская лошадь отличается исключительно адаптивной способностью к суровым зимним условиям содержания. Приспособлена зимой к холоду, летом до 38 градусам жары. 

Якутские лошади тебенеют зимой при морозе от -50 до -60 градусов. Достают корм копытами из снегового покрова глубиной до 32 см в течение 8 месяцев. При этом дают приплод. Табунное поголовье может перезимовать практически без подкормки, на одних только тебеневочных кормах.  






Уникальность якутских лошадей состоит в том, что они постоянно находятся под открытым небом на подножном корму, даже суровой зимой добывая себе пропитание способом тебеневки.

К зиме лошади обрастают густой шерстью, да и запасы подкожного жира и жировые отложения на внутренних органах значительно увеличивают теплоизоляцию организма, что также служит источником энергетических ресурсов на период длительных холодов в зимний период.

Mobirise
















Летом и зимой жеребцы-производители  сами пасут табун. Табун не страдает от засухи и бескормицы, лошади пасутся в любых кормовых массивах. Зимой в воде не нуждаются, поскольку используют снег. 

 






В старину якуты держали «вожака - жеребца-производителя» и «матерь-кобылицу». Им никогда не стригли хвосты и гривы. Считалось большим святотатством вырвать хоть одну волосинку у этих двух священных особей - земных представителей божества коневодства. Их не должны были касаться ни веревка, ни сбруя, ни кнут и прутья.

Символ истории и культуры саха

Предки якутов еще в глубокой  древности создали скотоводческую культуру, уходящую своими корнями в скифо-сибирский и хунно-сяньбийский пласт культурного наследия. Невозможно не удивиться, тому, как удалось предкам проделать столь длительный и сложный путь, приведя с собой лошадей, сберечь их, акклиматизировать породу к невозможным, казалось бы для разведения конного скота природным и климатическим условиям Севера. То, что эта сторона древнего хозяйствования и культуры не только не утерялась, но, сохранившись, сумела развиться в течение тысячелетий и продолжает развиваться, можно считать одной из самых непререкаемых и безусловных заслуг народа саха,
имеющей мировое значение.


Mobirise

Mobirise
Историческая память народа о его южной прародине и движении на север запечатлена в государственном гербе Республики Саха (Якутия) в виде всадника со знаменем с Шишкинских скал.
Mobirise















Мохнатая, с большою головою,
В сосульках, словно в древнем серебре, Потряхивая гривою седою,
Копытя снег, пасется в январе...
Приземистая, с крепкими ногами,
По грудь в сугробе стоя, вдруг заржет,
И ржание над белыми полями,
Рассыпавшись невдалеке замрет...


Алексей Михайлов.

Составители: 

Региональный культурно-образовательный центр.

Источники:
  • Материалы из Электронной библиотеки НБ РС(Я).


  • С сайтов: givotniymir.ru, depositphotos.com,
  • yakutiaphoto.com,zen.yandex.ru,
  • gallery.ru,stweetly.com,
  • dnevniki.ykt.ru,Life.ykt.ru,
  • debono.ru,sakha-pechat.ru,archive.ysia.ru.

Built with Mobirise