Якутские следы в истории Аляски и Калифорнии. Yakutian traces in the history of Alaska and California
Российско-американская компания и основание Якутат В 1799 году указом императора Павла I была образована Российско-американская компания (РАК), получившая монопольные права на все промыслы и ресурсы "на Северо-Восточном берегу Америки от 55° до Берингова пролива и за оный, також на островах Алеутских, Курильских и других по Северо-Восточному океану лежащих". РАК стала организатором всех последующих колониальных экспедиций на Аляску. Возглавил компанию Александр Баранов, под чьим руководством было основано несколько поселений, включая: крепость Якутат (1805), Новороссийск, Ново-Архангельск - административный центр Русской Америки, сегодня он называется Ситка . Якутат обладает богатой культурной историей. Первоначально регион населяли эяки - народ, говоривший на языке эяк с района реки Коппер, которых позднее завоевали тлинкиты. Название "Якутат" (тлинкитское "Yaakwdáat") означает "место, где отдыхают каноэ". В XVIII-XIX веках в регион Якутата прибывали исследователи из Англии, Франции, Испании и России. Торговцев пушниной привлекали ценные шкуры морских выдр, водившихся в этих местах в изобилии. В 1805 году Русско-Американская компания основала в Якутате укрепленный форт для организации промысла морских выдр. Поскольку русские ограничивали местным тлинкитам заниматься их традиционными рыбными промыслами, военный отряд тлинкитов напал на пост и разрушил его. В 1884 году в Якутате появился первый магазин, открытый Аляскинской торговой компанией. В 1886 году на местных пляжах с черным песком началась добыча золота. Шведская свободная миссионерская церковь в 1889 году основала в поселении школу и построила лесопилку. Компания Stimson Lumber в 1903 году реализовала крупный инфраструктурный проект, включавший консервный завод, лесопилку, магазин и железную дорогу. Основная часть населения переселилась на нынешнее место Якутата, ближе к новому консервному заводу, который оставался градообразующим предприятием до 1970 года. В период Второй мировой войны в Якутате размещался значительный авиационный гарнизон с современной бетонной взлетно-посадочной полосой. После окончания войны воинский контингент был выведен, однако аэродром продолжает функционировать по сей день. В данном регионе сохраняется традиционная культура тлинкитов, испытавшая значительное влияние коренных атабасков, а также русского, английского и американского присутствия. Местное население преимущественно занимается рыболовством и натуральным хозяйством . В ходе анализа иностранных источников не удалось обнаружить документальных свидетельств о прямых связях якутов с городом Якутат на Аляске. Однако исторически якуты могли попасть в этот регион в качестве: толмачей, плотников, скотоводов, проводников (как это имело место в Форте Росс в Северной Калифорнии). Согласно последним данным за 2023 год, численность населения Якутата составляет 506 человек. Средний возраст горожан — 53,2 года, средний годовой доход на душу населения — $80 625. Этнический состав разнообразен: американцы индейского происхождения и коренные народы Аляски составляют 25,1%, белое население — 24,7%, азиатское сообщество — 19,8%, смешанное происхождение — 18,4%, африканское американское население — 5,5% . Любопытно отметить, что в Якутате наблюдается высокая концентрация бывших военнослужащих, служивших во Вьетнамской войне, их 25 раз больше, чем в любом другом конфликте. Большинство населения Якутата (около 86,6%) являются гражданами США. Таким образом, Якутат представляет собой уникальное сочетание традиций и демографических особенностей, подчеркивающих мультикультурный дух Аляски. Фотографии с сайта Общественного медицинского центра г. Якутат https://www.yakutathealth.org Крепость Форт-Росс (штат Калифорния) Якуты сыграли значительную роль в расширении влияния Российской империи в Сибири, на Дальнем Востоке и в Северной Америке. Они обеспечивали русские экспедиции продовольствием, лошадьми и выполняли функции проводников. Для официального трудоустройства в Российско-Американской компании якуты получали специальные разрешения от местных властей. Инородные управы выдавали им билеты, регламентирующие сроки пребывания за пределами родных наслегов. Уникальным свидетельством является "Указ Якутского земского суда Ботурусской инородной управе о пребывании якутов на службе Российско-Американской компании" от 31 августа 1860 года, содержащий имена более 20 якутов. Историк, писатель Сергей Николаевич Марков отмечает, что "якут Бурцев строил и чинил корабли в Новоархангельске", "шел обмен товарами между жителями Аляски, чукчами и даже якутами Сибири. Якутские ножи и копья... нередко можно было встретить в самой глубине материка Северной Америки". Якуты, оказавшиеся на Аляске, преимущественно происходили из Центральной Якутии, особенно из районов, расположенных по правому берегу Лены. Среди них преобладали представители: • Ботурусского улуса (1 и 2 Хатылинские, 1 Бологурский, Сыланский, 1 Чакырский наслеги) • Мегинского улуса (1 и 2 Мельжахсинские, Батаринский, Мегюренский, Жабыльский наслеги). В социальной иерархии Русской Америки якуты занимали довольно высокий социальный статус - их имена в документах следовали сразу за русскими, опережая креолов и коренных жителей Аляски. Таким образом, их заработная плата была выше, чем у креолов и кадьяров. Это объясняется возможно тем, что якуты не являлись аборигенами Америки. Якутия к тому времени была в составе Российской империи уже около 200 лет, и якуты успели приобрести опыт в скотоводстве, ремеслах и строительстве. К тому же они хорошо изъяснялись по-русски. Известный исследователь Карл фон Дитмар сообщал, что "якутов, пользующихся особенно славою хороших плотников, нередко нанимают для построек в Охотск, Аян, Петропавловск и даже на Ситху". Свидетельства найма якутских мастеров на строительные работы на Аляску, подтверждаемые документом, находящимся в Национальном архиве США, датированном 23 марта 1828 года. Якуты наравне с русскими терпели все тяготы рискованной жизни в Америке, многие там умерли. Например, якут Жабыльского наслега Ботурусского улуса Алексей Иванов погиб в 1853 году во время пребывания там англо-французской эскадры, а Федор Избеков потерялся в 1856 году на острове Уруп, после посещения острова командой все той же англо-французской эскадры. Возможно, европейские колонизаторы принимали якутов за индейцев. В письменных архивах того времени якуты обычно упоминаются по отдельности, и могли быть соотнесены к русским. Корреспонденция Компании в декабре 1818 года приказывает Конторе Росс принять всех якутов на борт судна "Ильмень" по прибытии его в Калифорнию, использовать якутов как смотрителей скота - в том, в чем они имели доказанное временем и укладом жизни умение, и заменить ими алеутов и других в Форт-Россе. Двое женатых якутов прибыли на Кодьяк в 1828 году для того, чтобы смотреть за скотом. После того, как Компания убедилась в явном преимуществе якутов как скотоводов над алеутами и креолами, их было прислано больше в колонии Компании в качестве смотрителей живого скота. Архивы хранят запись о том, что две якутские семьи поселились на Атка для того, чтобы смотреть за скотом. Возможно, это были те же семьи, что упоминаются на Кодьяке. 21 июня 1820 года в колонии Форт-Росс было 3 якута - Петр Попов, Герасим Попов, Логин Захаров. В июле прибыл туда Яков Охлопков, а в декабре - Егор Захаров. Вероятно, первым якутом, прибывшим на Русскую Америку, был Логин Захаров. Это произошло в 1816-1817 годах. Архивы «Российско-Американской компании» на этот счет еще недостаточно изучены. По переписи населения Форт-Росса, проведенной в 1820 году, в поселении было 260 взрослых человек, мужчин 179, русских из них - 38, креолов - 17, алеутов - 3, калифорнийских индейцев - 56, 5 якутов и др. Базовым населением были русские, креолы, аборигены Кадьяк и Чугач, индейцы Калифорнии. То, что среди населения форта присутствовали индейцы Аляски, якуты и полинезийцы с Гавайских островов, говорит о широких географических контактах Русской Америки. Помимо присмотра за скотом, якуты участвовали в охоте на морского котика и занимались плотницкими работами, включая кораблестроение. Об этом свидетельствуют документы о денежных компенсациях за строительство судов. При строительстве судна "Кяхта": из семи плотников 1-го класса двое были якутами - Герасим Попов и Яков Охлопков, получившие по 100 рублей каждый. Плотники 2-го класса получали по 75 рублей. При строительстве судна "Волга" управляющий К. Т. Хлебников представил мистеру Шмидту (коменданту крепости Росс в 1822-1824 гг.) ведомость выплат: • Главный плотник Герасим Попов - 125 рублей • Плотник Яков Охлопков - 75 рублей • Плотник Петр Попов - 50 рублей. Присмотр за скотом в условиях постоянной угрозы со стороны индейских племен был непростой задачей. Племена регулярно совершали набеги и угоняли животных. Из-за участившихся пропаж мистер Шмидт обвинил в сокращении поголовья Петра Попова - якута-промышленника, ответственного за скот. Однако Попов парировал, что потери связаны не с его недосмотром, а с тем, что его постоянно отвлекали на посторонние работы, не входившие в его обязанности. Имена всех якутов, включая женщин, когда-либо побывавших в Форт-Россе: Имя Должность Годы пребывания в колонии Росс Попов Петр Промышленник, смотритель скота, плотник 1820-1821 Захаров Георгий Плотник, смотритель скота, фермер 1820-1836 Пермяков Степан Плотник 1829-1836 Пермякова Степанида Cмотрительница скота 1829-1836 Охлопков Яков Плотник 1820-1821 Пермяков Стефан 1829-1836 Попов Герасим 1820-1821 Прокофьев Авив Смотритель скота 1829 Прокофьева Доротея Смотрительница скота 1829 Федоров Иван 1838-1841 Иванов Георгий (или Егор) 1836-1838 Иванов Харитон 1830-1836 Иванова Лукерья 1830-1836 Николаев Логин 1834-1841 Николаева Олимпиада 1838 Захаров Логин 1820-1821 Всего с 1820 по 1838 гг. в Форт-Россе побывало всего якутов 12 мужчин и 4 женщины. Можно проследить, что изначально поселение в форте состояло преимущественно из мужчин, но постепенно начали приезжать их жены и дети. Всего зафиксировано четыре якутские семьи, проживавшие в Форт-Россе: Семейство Ивановых, прожившее в форте шесть лет, с дочерью Агафьей. Супруги Прокофьевы - Авив и Доротея. Семья Николаевых - Логин и Олимпиада. Семья Пермяковых, родом из одного из улусов Якутии. Также присутствовали две смешанные якутско-индейские семьи. Одним из членов таких семей был Георгий Захаров, уроженец Якутии, женившийся на индианке Наталье. Судя по архивным сведениям, Наталья находилась в форте в 1836 году, а Георгий прибыл туда раньше, в 1829 году. Возможно, они поженились уже на месте, причем Наталья принадлежала к числу крещеных индейцев, принявших православие благодаря усилиям епископа Иннокентия (Вениаминов). У супругов родился сын Симеон. Позже, в 1837 году, Георгия отправили обратно в Россию, и следы его семьи после этого теряются. Вероятно, Наталья с ребёнком вернулись в родные племенные поселения. У Попова Петра также была жена, калифорнийская индианка Катерина Степанова. В 1829 году они вернулись на Ситку. У них родились 2 дочери Матрена и Ирина. В 1836 году Иннокентий (Вениаминов) провел очередную перепись населения Форта Росс. Из 110 человек якутов было двое. Число женатых мужчин среди всех мужчин Форт-Росса составляло 44%. Их жены были обычно-креолки, аборигенки Аляски и Калифорнии, и якутки. Среди индейцев число женатых составляло 100%. В форте была всего одна русская женщина, Елена Ротчева, жена правителя Форт-Росса. В архивных документах того времени упоминается "сакатский смышлёный парень Кесе". Несмотря на то, что название "якуты" уже давно использовалось в официальной речи, русские колонисты знали и самоназвание народа - "саха". Имя парня Кеша (Иннокентий) произносилось по-якутски как "Кесе". Видимо, этого молодого якута взяли в путешествие в качестве проводника до Охотска, откуда он отправился дальше, вплоть до Калифорнии. В первое время освоения Аляски российские экспедиции брали с собой представителей соседних северных народов — чукчей, юкагиров, эскимосов, коряков. Существуют исторические подтверждения таких случаев. Первоначально первопроходцы предполагали, что на противоположном берегу Берингова пролива живут народы, говорящие на аналогичных языках, что и на материке. Однако вскоре стало ясно, что, несмотря на внешнюю схожесть быта и культуры, взаимопонимание между ними бывает затруднительно. Вероятно, ради облегчения коммуникаций решили задействовать якутов, но выяснилось, что они заметно отличаются от коренных жителей Аляски как языково, так и культурно. Форт Росс сегодня https://sakhaday.ru/news/sakatskij-parnishka-kese-yakuty-v-istorii-ameriki Существование Русской Америки было не столь долгим по историческому времени, хотя "русский период" наложил заметный отпечаток на культуру коренного населения некоторых районов Аляски и Калифорнии. До наших дней индейцы кашия, проживающие в окрестностях Форт-Росса, сохранили в своем языке около тридцати слов, заимствованных из русского (например, водака, турак, чэй (чай) и т.д. Вдобавок ко всему, в первой половине XIX века в Калифорнии бок о бок существовали три модели колонизации – испанская, русская и англо-американская, что дает ученым интереснейший материал для сравнения. Йокуты (штат Калифорния) Одной из интересных деталей для якутян в этом контексте является существование племени йокутов в Калифорнии. Название звучит интригующе, но, судя по исследованиям, йокуты — это местное индейское племя, исконно проживающее в южной и центральной Калифорнии. Они известны богатой культурой и традиционным способом хозяйства. Исторически йокуты проживали в южных районах центральной Калифорнии, занимаясь охотой, рыбалкой и собирательством. Они использовали самодельные орудия труда - сети, копья и ловушки - для ловли рыбы, охоты на животных и добычи моллюсков. Йокуты сооружали круглые дома из плетёных циновок, передвигались по рекам на плотах из травяных стеблей и дерева бальза. В их культуре важную роль играли шаманские ритуалы и верования. Этническая группа йокутов насчитывает около 40–50 подгрупп, которые делятся на три основные культурные зоны: Северную долину, Южную долину и Предгорье. Термин "йокуты" восходит к диалектному слову, означающему "люди". Традиционным местом проживания йокутов была долина реки Сан-Хоакин и окрестные горы Сьерра-Невада на юге центральной Калифорнии. Женщина из племени йокут, Калифорния https://www.ebsco.com/research-starters/social-sciences-and-humanities/yokuts На протяжении XVIII-XIX веков племена йокутов столкнулись с серьезными испытаниями: эпидемии заболеваний и притеснения переселенцев привели к значительным потерям численности. К концу XIX столетия йокутов переселили в резервации, где они продолжали испытывать трудности, связанные с бедностью и нехваткой образования. Несмотря на тяжелые обстоятельства, йокуты сумели сохранить свою культурную идентичность, и сегодня тысячи людей признают себя представителями племен йокутов . До середины 1970-х годов на многих диалектах йокутов все еще говорили носители, что свидетельствует о сохранении их языкового разнообразия. Долина Йокутс, штат Калифорния https://fresnoalliance.com/white-fog-in-yokuts-valley/ Таким образом, йокуты из Калифорнии и якуты из Республики Саха (Якутия) развивались независимо друг от друга, находясь в разных уголках планеты, и обладали множеством различий в языке, культуре и истории. Несмотря на различия в происхождении и истории, у йокутов и якутов есть общие черты: традиционно занимались охотой, рыболовством и собирательством, прекрасно владея навыками обращения с природными ресурсами; большое значение придавали религиозным традициям, связанным с поклонением силам природы и верой в духов. Сходства подтверждают единство способов взаимодействия коренных народов Северной Америки и Северной Азии с окружающим миром, несмотря на расстояние и культурные различия. На основании приведенных фактов можно утверждать, что якуты принимали активное участие в освоении российских территорий на Дальнем Востоке и в Северной Америке в XVIII-XIX веках. Они зарекомендовали себя как умелые проводники, квалифицированные мастера и добросовестные работники. Якуты служили на судах Русско-Американской компании, работали в колониях, таких как Форт-Росс, где занимались плотничеством, животноводством и торговлей мехом, демонстрируя свое мастерство и знание языков. Имеющиеся архивные документы подтверждают важное значение якутов в развитии российских поселений в Северной Америке. Их профессиональные навыки в скотоводстве, ремеслах и судостроении, а также способность приспосабливаться к суровым условиям сделали якутов незаменимыми участниками русских экспедиций и исследований Северной Америки.