От тайги до фестивалей: взлёт якутского кинематографа. From taiga to festivals: the rise of Yakut cinematography | Национальная библиотека РС(Я)

Loading...

От тайги до фестивалей: взлёт якутского кинематографа. From taiga to festivals: the rise of Yakut cinematography

Якутские кинопроекты последних лет получили международное признание, преодолев региональные и национальные границы. Эти фильмы завоевали внимание на престижных кинофестивалях и профессиональных рынках, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма и уникальности якутского кинематографа. Однако такого успеха не было бы, если бы эти картины не отражали культурные особенности и духовные ценности народа, что и привлекает зрителей и критиков.
      В якутском кино вы не найдёте дорогостоящих экшен-сцен в голливудском стиле. Оно рассказывает о чистоте человеческих отношений, самобытности и традиционной культуре. Возможно, современному зрителю как раз не хватает этой эмоциональной глубины и искренности, ему хочется иногда "отдохнуть" от многомиллионных фантастических блокбастеров.
         Так в чем же заключается феномен якутского кино? И что пишут о нем зарубежные СМИ?

Культурный колорит


      Якутский кинематограф часто отражает традиции, мифологию и быт своего народа. Это делает его уникальным и интересным для зрителей, которые хотят узнать что-то новое. Как отметил якутский режиссер Степан Бурнашев в статье «Why the Film Industry Is Booming in the Russian Wilderness» (пер. «Почему киноиндустрия процветает в российской глуши») - «Люди снимают фильмы не для того, чтобы заработать деньги. Они делают это, чтобы создавать интересные фильмы, которые что-то скажут» . Да, фильмы у нас снимаются на чистом энтузиазме людьми, которые горят своим делом. Такая преданность искусству и желание рассказать важные истории, показать красоты нетронутой природы, ознакомить мир с нашей самобытной культурой несмотря на ограниченные ресурсы, заслуживают огромного уважения». 
 

yakut-cinema-sakhawood-13.webp
Съемки фильма «Хара Хаар» («Чёрный Снег») режиссера Степана Бурнашева в марте 2019 г. Why the Film Industry Is Thriving in the Russian Wilderness: [comments of yakut motion-picture director Stepan Burnashev, documentary photographer Alexey Vasilyev about film industry in Yakutia (Sakhawood)]

Социальные вопросы


    Якутский кинематограф большое внимание уделяет социальным проектам, поднимая важные вопросы, актуальные для региона и общества в целом. Эти фильмы не только отражают специфику жизни в Якутии, но и говорят на универсальные темы, которые могут быть понятны и близки зрителям из других регионов и стран. 
     Отметим фильм режиссера Степана Бурнашева «Айта» (2022 г.), где он честно изобразил жизнь в обычной якутской деревне: дома советской постройки, печи, отсутствие газа в домах, сезонное отсутствие транспортной связи. Жизнь в отдалённых населённых пунктах существенно отличается от столичной. Особенно это ощущается, когда из-за отсутствия дорог нет возможности связаться с внешним миром. К этим суровым реалиям жизни добавляются проблемы человеческих отношений. Да, фильм получился без прикрас. Но правдиво и честно отражает жизнь регионов, далеких от современной цивилизации. 

gkCRd3fVFK.jpg
Кадры из фильма «Айта», реж. Степан Бурнашев https://yakutia.info/article/211016 

    В фильме отображаются национальные вопросы. Миссией фильма является сплочение людей. «История как раз о том, что деление людей на «своих» и «чужих» может привести к трагедии. Нужно в любой ситуации, даже трагической, суметь найти в себе силы вести диалог, чтобы докопаться до истины, а не обвинять огульно только за то, что человек является представителем другой культуры. Своим фильмом я хотел показать, к чему может привести разобщенность народов», – говорит режиссер фильма.  
  Региональное кино часто стремится рассказывать уникальные истории, отражающие местный колорит, культуру и проблемы, которые могут не вписываться в общероссийские стандарты или идеологические рамки. Это делает его особенно уязвимым перед цензурой и ограничениями. Кинолента вышла в российский прокат в марте 2023 г., ее сборы составили 26,4 млн руб., всего фильм посмотрели на сеансах в кино почти 80 000 зрителей (когда как бюджет фильма составлял всего 4 млн. рублей).
    Такая же эмоционально-тяжелая картина представлена в его другом фильме «Чёрный снег». Фильм также имел успех, получив главный приз на Российском кинофестивале «Окно в Европу».  Режиссёр не стесняется здесь прямо показывать суровые реалии отдаленных деревень на Севере. 

Screen-Shot-2021-09-05-at-12.21.03-PM.webp
Кадр из фильма «Черный снег» (2021), реж. Степан Бурнашев "Black Snow [Khara Khaar]": Sakhawood’s Latest Thriller is a Punishing, Yet Gripping Watch - Blog - Jordan Russia Center 

     Фильм также стоит посмотреть из-за зимних пейзажей Якутии на одинокой ледяной дороге. Работа Бурнашева превращает эту захватывающую дух среду, которую в других фильмах о Республике Саха (Якутия) часто показывают из-за её красоты, в пугающую и изолированную. В Якутии, где зимние температуры регулярно опускаются ниже −50°C, а инфраструктура за пределами городов часто ограничена, любая поездка таит в себе опасности.
       По мнению другого якутского режиссера - Любови Борисовой, изоляция региона, помимо того, что вдохновила режиссеров, также помогла сохранить независимые кинотеатры, более склонные к показу местной продукции, чем крупные сети, которые продвигают фильмы с большим бюджетом. «Нам повезло, что мы так далеки от всего этого: крупные дистрибьюторы так и не получили контроль над нашими кинотеатрами», - объясняет она, работая над саундтреком к своему первому фильму. Фильм  «Надо мною солнце не садится»  рассказывает о молодом человеке, которого отправляют на отдаленный остров в Арктике. Для съемок провели месяц на побережье моря Лаптевых, в заброшенном крыле деревенской поликлиники.
      В материале подчёркивается, что во время работы над фильмом команда не только соблюдает местные обычаи (например, обряд кормления огня), но и устанавливает тесную связь со зрителями, которые могут свободно высказывать своё мнение о картине.  
    Основанный на реальных событиях фильм режиссера Марианны Сиэгэн «Карина» (2024 г.) тоже не остался незамеченным.  О фильме была опубликована статья Руслана Казымбетова, где он беседует с режиссёром на казахском сайте «Курсив». Режиссер рассказала какие трудности были на съемках фильма, про особенности локального кинопроката и где еще планируется прокат «Карины». Фильм собрал более 50 млн. рублей. Не удивительно, что у картины такой хороший фестивальный путь. Участвовали в секции Asian Vision на Asian World Film Festival (Лос-Анджелес, США) и Festival Du Cinema Yakoute a Paris (Париж, Франция).  
 

img_6851-1024x576.webp
Кадры из фильма «Карина», 2024 г. https://kz.kursiv.media/2025-01-13/lfst-rbik-film-karina/  

   История спасения Карины Чикитовой, действительно, потрясла не только Республику Саха (Якутия), но и всю страну. Это невероятная история выживания 4-летней девочки и её щенка, которые провели 12 дней в суровой тайге, в условиях дикой природы, холода и опасностей. Её спасение стало настоящим чудом и символом надежды. Фильм был очень ожидаемым. Неудивительно, что он вызвал такой огромный интерес у зрителей. И даже сейчас, спустя больше 10 лет даже зарубежная пресса помнит эту историю. Уилл Стюарт отметил в своей статье «'Mowgli' girl who survived 12 nights in Siberia aged five by clinging to her puppy for warmth now hopes to become a doctor ten years later» (пер. «Девочка «Маугли», которая пережила 12 ночей в Сибири в возрасте пяти лет, цепляясь за своего щенка, чтобы согреться, теперь надеется стать врачом десять лет спустя») , что такие истории не забываются. Экранизация этой истории дала возможность сохранить ее для будущих поколений. 
 

93039295-14181721-image-a-88_1733923876118.avif
Карина Чикитова после 12 дней в дикой тайге, 2014 г. https://l.nlrs.ru/open/98359 
  
 

Вызовы якутского кинематографа

    На сегодняшний день количество якутских фильмов, доступных с английскими субтитрами, остаётся ограниченным. Об этом пишет Николай Корнацкий на сайте Gateway to Russia (2023 г.). В статье «4 movies from Yakutia that you can watch right now!» (пер. «4 якутских фильма, которые ты можешь посмотреть прямо сейчас») он приводит список фильмов с субтитрами на английском языке: «Феррум» (2015г.,) «Костер» (2016 г.), «Нет Бога, кроме меня» (2019), «Выход» (2022 г.).   
      Тем не менее, это лишь вопрос времени. С развитием стриминговых платформ, таких как Netflix, Amazon Prime, MUBI и других, у якутских фильмов появится больше возможностей выходить на мировой рынок с профессиональными переводами на иностранные языки. 
  Одним из фильмов, которые доступны зарубежному зрителю является документальный фильм «Выход» брата и сестры Максима и Евгении Арбугаевых. Они стали первыми коренными якутскими кинематографистами, номинированными на «Оскар» за свой фильм, в котором ученый из Сибири рассказывает о катастрофическом влиянии климатического кризиса на популяции моржей.

wire-68369895-1678066221-980_634x421.avif
Евгения Арбугаева и Максим Арбугаев - авторы фильма «Haulout», номинанта премии «Оскар» за лучший документальный короткометражный фильм, 2023 г.  https://l.nlrs.ru/open/92936 

   Номинация на «Оскар» подчеркивает, что региональный кинематограф, даже из таких отдалённых уголков мира, как Якутия, способен говорить на глобальные темы и привлекать внимание к проблемам, которые касаются всего человечества.
Успех Максима и Евгении Арбугаевых вдохновляет других кинематографистов из Якутии и демонстрирует, что даже небольшие, но искренние и качественные проекты могут получить международное признание. Это также важный шаг в представлении культуры и голоса коренных народов России на мировой арене. 
       Да, звучит смело — якутские фильмы на «Оскаре». Для тех, кто помнит 90-е, это казалось чем-то недосягаемым: тогда такие премии воспринимались как исключительно зарубежные, а расстояние до них казалось непреодолимым. Но прошло время — и вот якутские режиссеры уже шагают по одной ковровой дорожке с голливудскими звёздами, рассказывая миру о жизни далекого Севера.
      Кэти Мари Дэвис в своей статье «Freeze frame: how the Arctic republic of Yakutia forged its own indigenous film industry» (пер. «Стоп-кадр: как в арктической республике Якутия создавалась собственная киноиндустрия») рассказывает о сравнительно молодой, но амбициозной киноиндустрии региона. Автор справедливо отмечает, что раннему развитию кинематографа мешала не только географическая изолированность, но и суровые климатические условия: далеко не вся аппаратура способна работать при морозах в –50 градусов.
 

aga3.webp
Кадр из фильма «Ага», 2018 г. https://new.nlrs.ru/open/87243 

       Также в статье приведено высказывание Энн Лайлы Утси из Арктического международного кинофонда. «Коренные народы пережили сложные процессы культурных изменений», — отмечает она. — «Нас объединяет общая история взаимоотношений с землей и традициями. Долгое время наши голоса оставались неуслышанными. Кино становится мощным инструментом, позволяющим заявить о себе. Когда эти истории воплощаются на большом экране — это действительно значимо». 
    О сложностях съемки пишет британская газета «The Econimist» в статье «The pitfalls of making movies in Siberia» (пер. «Подводные камни съемок кино в Сибири»). По мнению Анастасии Питтель, ассистента режиссера фильма Степана Бурнашева, самое сложное в съемках – это природа. Зимой при –50ºC аккумуляторы фотоаппаратов быстро разряжаются. Летом рои комаров выходят из болотистой земли. «Когда кто-то жужжит перед объективом, кажется, что по кадру скачет лошадь, — говорит г-жа Питель. 


Новый уровень якутского кино 


     Растущий успех якутских фильмов также отметила журналист Мартина Бергамски в итальянской электронной газете «East Journal» от 28 мая 2021 г. 

image.png
На фото скриншот статьи с электронной газеты East Journal https://nlrs.ru/open/130932 

        В своей статье она отметила такие фильмы как «Пугало» Дмитрия Давыдова, «Мой убийца», «Иччи» Костаса Марсана, «Чёрный снег» Степана Бурнашева и выразила надежду, что когда-нибудь итальянский зритель тоже сможет увидеть эти кинокартины на своем языке.

image.png
На фото скриншот статьи с электронной газеты La Prensa https://nlrs.ru/open/135912 

   Аргентинская электронная газета «La Prensa» опубликовала статью под заголовком «Сахавуд — новая мекка российского кино, расположенная в Сибири». В материале приведены комментарии режиссёра Алексея Романова, который отмечает, что местные фильмы с небольшими бюджетами зачастую оказываются успешнее в прокате, чем голливудские блокбастеры.
    Внимание зарубежной прессы привлекают также визуальные материалы о якутском кино - кадры со съёмок, портреты актёров и режиссёров, закулисные моменты. В основном фильмы сняты на природе, в отдалённых деревнях, что придаёт им особую атмосферу «сибирской экзотики». И такие, профессионально выполненные, фотографии с эстетикой сельской местности становятся инструментом продвижения якутского кинематографа.

alex-vasilyev-yakutia-russia-15.jpg
Съемки фильма «Бэйбэрикээн» (2019). Фото Алексея Васильева Photographer Documents the Surprisingly Thriving Film Culture in the Coldest Region of Russia 
yakut-cinema-sakhawood-12.webp
Якутский актер Степан Петров. Фото Алексея Васильева Photographer Documents the Surprisingly Thriving Film Culture in the Coldest Region of Russia
alex-vasilyev-yakutia-russia-17.jpg
Актеры Саха театра в исторической комедии «Поспешивший». Фото Алексея Васильева Photographer Documents the Surprisingly Thriving Film Culture in the Coldest Region of Russia

   Работы якутского фотографа Алексея Васильева также представлены на итальянской платформе https://phmuseum.com.

image.png
На фото скриншот статьи с электронной газеты PH Museum https://phmuseum.com/projects/sakhawood 

   Кино действительно становится мощным инструментом, способным донести до мирового зрителя традиции, историю и современную реальность народов, долгое время остававшихся в тени. Якутский кинематограф, наряду с кинематографией других коренных народов Севера, занимает в этом процессе особое место. Созданные в Якутии фильмы не просто демонстрируют уникальную культуру и природу региона - они поднимают актуальные вопросы идентичности, сохранения традиций в условиях современности. Через эти киноленты зрители по всему миру получают возможность по-новому увидеть и осмыслить жизнь северных территорий во всей её многогранности - с её суровой красотой и присущими ей противоречиями.
    Как отметил один из организаторов Пусанского фестиваля, Джин Парк на панамском сайте Telemetro, якутское кино сочетает в себе «легенды, народные верования и современные ценности. В нём есть подлинное очарование, которое редко встретишь в фильмах других регионов».
 

   

 



Источники
1. Aux confins de la Sibérie, l'inattendu succès des films de "Sakhawood" // Capital.fr : [новостной сайт Франции]. – 2019. – 10 Janvier. – URL: https://www.capital.fr/entreprises-marches/aux-confins-de-la-siberie-linattendu-succes-des-films-de-sakhawood-1322690 (дата обращения: 20.04.2025)
2019
2. AFP, Beyond Pandora: Oscar films highlight man's destruction of our own planet // Dailymail.co.uk : [новостной сайт]. - 2023. - 6 March. – URL: https://www.dailymail.co.uk/wires/afp/article-11824461/Beyond-Pandora-Oscar-films-highlight-mans-destruction-planet.html (дата обращения: 04.04.2025)
2023
3. Bergamaschi M., Russia: "Sakhawood", il boom del cinema dalla Jacuzi // EastJournal.net : [электронный журнал]. - 2021. - 28 Maggio. – URL: https://www.eastjournal.net/archives/118857 (дата обращения: 03.04.2025)
2021
4. "Black Snow [Khara Khaar]": Sakhawood’s Latest Thriller is a Punishing, Yet Gripping Watch // Jordanrussiacenter.org : [сайт]. – 2021. – 7 September. – URL: https://jordanrussiacenter.org/blog/black-snow-khara-khaar-sakhawoods-latest-thriller-is-a-punishing-yet-gripping-watch (дата обращения: 20.04.2025)
2021
5. Davies K. M., Freeze frame: how the Arctic republic of Yakutia forged its own indigenous film industry // Сalvertjournal.com : [портал о современной культуре]. - 2018. - 2 August. – URL: https://www.new-east-archive.org/articles/show/10538/yakutia-film-arctic-aga-lord-eagle (дата обращения: 06.04.2025)
2018
6. Haynes S., Why the Film Industry Is Thriving in the Russian Wilderness // Тime.com : [информационный портал]. - 2020. - 31 January. – URL: https://time.com/longform/film-industry-russia-yakutia/ (дата обращения: 06.04.2025)
2020
7. Kornatsky N., 4 movies from YAKUTIA that you can watch RIGHT NOW! // gw2ru.com : [сайт о культуре]. - 2023. - 2 March. – URL: https://www.gw2ru.com/arts/3694-movies-from-yakutia-watch (дата обращения: 20.04.2025)
2023
8. Sakhawood es la nueva meca del cine ruso y está ubicado en Siberia // Prensa.com : [электронная газета]. - 2019. - 11 ene. – URL: https://www.prensa.com/impresa/vivir/Sakhawood-nueva-meca-ubicado-Siberia_0_5211228872.html (дата обращения: 20.04.2025)
2019
9. "Sakhawood", la nueva meca del cine ruso en Siberia 2019 // Telemetro.com : [новостной сайт Франции]. – 2019. – 10 Janvier. – URL: https://www.telemetro.com/cine/2019/01/10/sakhawood-nueva-meca-ruso-siberia/1071173.html (дата обращения: 20.04.2025)
2019
10. Stewart J., Photographer Documents the Surprisingly Thriving Film Culture in the Coldest Region of Russia // My Modern Met : [сайт об искусствах и гуманитарных науках]. - 2020. - 25 October. – URL: https://mymodernmet.com/yakutia-sakha-alex-vasilyev/ (дата обращения: 20.04.2025)
2020

Фотографии / ссылки

Библиослед
От тайги до фестивалей: взлёт якутского кинематографа. From taiga to festivals: the rise of Yakut cinematography
Фотографии
Ссылки

QR-код страницы

Как сканировать QR-код?

Для пользователей Android:
  1. Скачайте приложение для сканирования QR-кодов (Google Play)
  2. Откройте скачанное приложение;
  3. Наведите камеру на QR-код.
Для пользователей iPhone:
  1. Откройте приложение "Камера";
  2. Наведите камеру на QR-код;
  3. Нажмите на всплывающее уведомление.