Якутские кинопроекты последних лет получили международное признание, преодолев региональные и национальные границы. Эти фильмы завоевали внимание на престижных кинофестивалях и профессиональных рынках, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма и уникальности якутского кинематографа. Однако такого успеха не было бы, если бы эти картины не отражали культурные особенности и духовные ценности народа, что и привлекает зрителей и критиков.
В якутском кино вы не найдёте дорогостоящих экшен-сцен в голливудском стиле. Оно рассказывает о чистоте человеческих отношений, самобытности и традиционной культуре. Возможно, современному зрителю как раз не хватает этой эмоциональной глубины и искренности, ему хочется иногда "отдохнуть" от многомиллионных фантастических блокбастеров.
Так в чем же заключается феномен якутского кино? И что пишут о нем зарубежные СМИ?
Культурный колорит
Якутский кинематограф часто отражает традиции, мифологию и быт своего народа. Это делает его уникальным и интересным для зрителей, которые хотят узнать что-то новое. Как отметил якутский режиссер Степан Бурнашев в статье «Why the Film Industry Is Booming in the Russian Wilderness» (пер. «Почему киноиндустрия процветает в российской глуши») - «Люди снимают фильмы не для того, чтобы заработать деньги. Они делают это, чтобы создавать интересные фильмы, которые что-то скажут» . Да, фильмы у нас снимаются на чистом энтузиазме людьми, которые горят своим делом. Такая преданность искусству и желание рассказать важные истории, показать красоты нетронутой природы, ознакомить мир с нашей самобытной культурой несмотря на ограниченные ресурсы, заслуживают огромного уважения».

Социальные вопросы
Якутский кинематограф большое внимание уделяет социальным проектам, поднимая важные вопросы, актуальные для региона и общества в целом. Эти фильмы не только отражают специфику жизни в Якутии, но и говорят на универсальные темы, которые могут быть понятны и близки зрителям из других регионов и стран.
Отметим фильм режиссера Степана Бурнашева «Айта» (2022 г.), где он честно изобразил жизнь в обычной якутской деревне: дома советской постройки, печи, отсутствие газа в домах, сезонное отсутствие транспортной связи. Жизнь в отдалённых населённых пунктах существенно отличается от столичной. Особенно это ощущается, когда из-за отсутствия дорог нет возможности связаться с внешним миром. К этим суровым реалиям жизни добавляются проблемы человеческих отношений. Да, фильм получился без прикрас. Но правдиво и честно отражает жизнь регионов, далеких от современной цивилизации.

В фильме отображаются национальные вопросы. Миссией фильма является сплочение людей. «История как раз о том, что деление людей на «своих» и «чужих» может привести к трагедии. Нужно в любой ситуации, даже трагической, суметь найти в себе силы вести диалог, чтобы докопаться до истины, а не обвинять огульно только за то, что человек является представителем другой культуры. Своим фильмом я хотел показать, к чему может привести разобщенность народов», – говорит режиссер фильма.
Региональное кино часто стремится рассказывать уникальные истории, отражающие местный колорит, культуру и проблемы, которые могут не вписываться в общероссийские стандарты или идеологические рамки. Это делает его особенно уязвимым перед цензурой и ограничениями. Кинолента вышла в российский прокат в марте 2023 г., ее сборы составили 26,4 млн руб., всего фильм посмотрели на сеансах в кино почти 80 000 зрителей (когда как бюджет фильма составлял всего 4 млн. рублей).
Такая же эмоционально-тяжелая картина представлена в его другом фильме «Чёрный снег». Фильм также имел успех, получив главный приз на Российском кинофестивале «Окно в Европу». Режиссёр не стесняется здесь прямо показывать суровые реалии отдаленных деревень на Севере.

Фильм также стоит посмотреть из-за зимних пейзажей Якутии на одинокой ледяной дороге. Работа Бурнашева превращает эту захватывающую дух среду, которую в других фильмах о Республике Саха (Якутия) часто показывают из-за её красоты, в пугающую и изолированную. В Якутии, где зимние температуры регулярно опускаются ниже −50°C, а инфраструктура за пределами городов часто ограничена, любая поездка таит в себе опасности.
По мнению другого якутского режиссера - Любови Борисовой, изоляция региона, помимо того, что вдохновила режиссеров, также помогла сохранить независимые кинотеатры, более склонные к показу местной продукции, чем крупные сети, которые продвигают фильмы с большим бюджетом. «Нам повезло, что мы так далеки от всего этого: крупные дистрибьюторы так и не получили контроль над нашими кинотеатрами», - объясняет она, работая над саундтреком к своему первому фильму. Фильм «Надо мною солнце не садится» рассказывает о молодом человеке, которого отправляют на отдаленный остров в Арктике. Для съемок провели месяц на побережье моря Лаптевых, в заброшенном крыле деревенской поликлиники.
В материале подчёркивается, что во время работы над фильмом команда не только соблюдает местные обычаи (например, обряд кормления огня), но и устанавливает тесную связь со зрителями, которые могут свободно высказывать своё мнение о картине.
Основанный на реальных событиях фильм режиссера Марианны Сиэгэн «Карина» (2024 г.) тоже не остался незамеченным. О фильме была опубликована статья Руслана Казымбетова, где он беседует с режиссёром на казахском сайте «Курсив». Режиссер рассказала какие трудности были на съемках фильма, про особенности локального кинопроката и где еще планируется прокат «Карины». Фильм собрал более 50 млн. рублей. Не удивительно, что у картины такой хороший фестивальный путь. Участвовали в секции Asian Vision на Asian World Film Festival (Лос-Анджелес, США) и Festival Du Cinema Yakoute a Paris (Париж, Франция).

История спасения Карины Чикитовой, действительно, потрясла не только Республику Саха (Якутия), но и всю страну. Это невероятная история выживания 4-летней девочки и её щенка, которые провели 12 дней в суровой тайге, в условиях дикой природы, холода и опасностей. Её спасение стало настоящим чудом и символом надежды. Фильм был очень ожидаемым. Неудивительно, что он вызвал такой огромный интерес у зрителей. И даже сейчас, спустя больше 10 лет даже зарубежная пресса помнит эту историю. Уилл Стюарт отметил в своей статье «'Mowgli' girl who survived 12 nights in Siberia aged five by clinging to her puppy for warmth now hopes to become a doctor ten years later» (пер. «Девочка «Маугли», которая пережила 12 ночей в Сибири в возрасте пяти лет, цепляясь за своего щенка, чтобы согреться, теперь надеется стать врачом десять лет спустя») , что такие истории не забываются. Экранизация этой истории дала возможность сохранить ее для будущих поколений.

Вызовы якутского кинематографа
На сегодняшний день количество якутских фильмов, доступных с английскими субтитрами, остаётся ограниченным. Об этом пишет Николай Корнацкий на сайте Gateway to Russia (2023 г.). В статье «4 movies from Yakutia that you can watch right now!» (пер. «4 якутских фильма, которые ты можешь посмотреть прямо сейчас») он приводит список фильмов с субтитрами на английском языке: «Феррум» (2015г.,) «Костер» (2016 г.), «Нет Бога, кроме меня» (2019), «Выход» (2022 г.).
Тем не менее, это лишь вопрос времени. С развитием стриминговых платформ, таких как Netflix, Amazon Prime, MUBI и других, у якутских фильмов появится больше возможностей выходить на мировой рынок с профессиональными переводами на иностранные языки.
Одним из фильмов, которые доступны зарубежному зрителю является документальный фильм «Выход» брата и сестры Максима и Евгении Арбугаевых. Они стали первыми коренными якутскими кинематографистами, номинированными на «Оскар» за свой фильм, в котором ученый из Сибири рассказывает о катастрофическом влиянии климатического кризиса на популяции моржей.

Номинация на «Оскар» подчеркивает, что региональный кинематограф, даже из таких отдалённых уголков мира, как Якутия, способен говорить на глобальные темы и привлекать внимание к проблемам, которые касаются всего человечества.
Успех Максима и Евгении Арбугаевых вдохновляет других кинематографистов из Якутии и демонстрирует, что даже небольшие, но искренние и качественные проекты могут получить международное признание. Это также важный шаг в представлении культуры и голоса коренных народов России на мировой арене.
Да, звучит смело — якутские фильмы на «Оскаре». Для тех, кто помнит 90-е, это казалось чем-то недосягаемым: тогда такие премии воспринимались как исключительно зарубежные, а расстояние до них казалось непреодолимым. Но прошло время — и вот якутские режиссеры уже шагают по одной ковровой дорожке с голливудскими звёздами, рассказывая миру о жизни далекого Севера.
Кэти Мари Дэвис в своей статье «Freeze frame: how the Arctic republic of Yakutia forged its own indigenous film industry» (пер. «Стоп-кадр: как в арктической республике Якутия создавалась собственная киноиндустрия») рассказывает о сравнительно молодой, но амбициозной киноиндустрии региона. Автор справедливо отмечает, что раннему развитию кинематографа мешала не только географическая изолированность, но и суровые климатические условия: далеко не вся аппаратура способна работать при морозах в –50 градусов.

Также в статье приведено высказывание Энн Лайлы Утси из Арктического международного кинофонда. «Коренные народы пережили сложные процессы культурных изменений», — отмечает она. — «Нас объединяет общая история взаимоотношений с землей и традициями. Долгое время наши голоса оставались неуслышанными. Кино становится мощным инструментом, позволяющим заявить о себе. Когда эти истории воплощаются на большом экране — это действительно значимо».
О сложностях съемки пишет британская газета «The Econimist» в статье «The pitfalls of making movies in Siberia» (пер. «Подводные камни съемок кино в Сибири»). По мнению Анастасии Питтель, ассистента режиссера фильма Степана Бурнашева, самое сложное в съемках – это природа. Зимой при –50ºC аккумуляторы фотоаппаратов быстро разряжаются. Летом рои комаров выходят из болотистой земли. «Когда кто-то жужжит перед объективом, кажется, что по кадру скачет лошадь, — говорит г-жа Питель.
Новый уровень якутского кино
Растущий успех якутских фильмов также отметила журналист Мартина Бергамски в итальянской электронной газете «East Journal» от 28 мая 2021 г.

В своей статье она отметила такие фильмы как «Пугало» Дмитрия Давыдова, «Мой убийца», «Иччи» Костаса Марсана, «Чёрный снег» Степана Бурнашева и выразила надежду, что когда-нибудь итальянский зритель тоже сможет увидеть эти кинокартины на своем языке.

Аргентинская электронная газета «La Prensa» опубликовала статью под заголовком «Сахавуд — новая мекка российского кино, расположенная в Сибири». В материале приведены комментарии режиссёра Алексея Романова, который отмечает, что местные фильмы с небольшими бюджетами зачастую оказываются успешнее в прокате, чем голливудские блокбастеры.
Внимание зарубежной прессы привлекают также визуальные материалы о якутском кино - кадры со съёмок, портреты актёров и режиссёров, закулисные моменты. В основном фильмы сняты на природе, в отдалённых деревнях, что придаёт им особую атмосферу «сибирской экзотики». И такие, профессионально выполненные, фотографии с эстетикой сельской местности становятся инструментом продвижения якутского кинематографа.



Работы якутского фотографа Алексея Васильева также представлены на итальянской платформе https://phmuseum.com.

Кино действительно становится мощным инструментом, способным донести до мирового зрителя традиции, историю и современную реальность народов, долгое время остававшихся в тени. Якутский кинематограф, наряду с кинематографией других коренных народов Севера, занимает в этом процессе особое место. Созданные в Якутии фильмы не просто демонстрируют уникальную культуру и природу региона - они поднимают актуальные вопросы идентичности, сохранения традиций в условиях современности. Через эти киноленты зрители по всему миру получают возможность по-новому увидеть и осмыслить жизнь северных территорий во всей её многогранности - с её суровой красотой и присущими ей противоречиями.
Как отметил один из организаторов Пусанского фестиваля, Джин Парк на панамском сайте Telemetro, якутское кино сочетает в себе «легенды, народные верования и современные ценности. В нём есть подлинное очарование, которое редко встретишь в фильмах других регионов».