**КНИГА ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ЯКУТИИ**
Данная книга охватывает темы декоративно-прикладного искусства Якутии, сосредоточенного вокруг традиционного косторезного ремесла. Конференция, проведенная в августе 1965 года, была направлена на обсуждение исторических корней и современных тенденций в якутском искусстве, его связи с традициями других регионов России и роли в формировании эстетического восприятия советского общества. Основное внимание уделяется проблемам адаптации художественных практик к современному быту и интерьерам, а также сохранению и развитию региональных традиций декоративного искусства.
Рассматривается холмогорская школа косторезного мастерства, характеризующаяся яркими и выразительными декоративными приемами, орнаментальностью и ажурной резьбой, создающими уникальные предметы, гармонично сочетающие художественную ценность и функциональность. Несмотря на снижение популярности народных промыслов в XIX–XX веках, государственная поддержка способствовала их возрождению и внедрению инновационных методов и техник.
Холмогорская косторезная мастерская тесно сотрудничает с московскими научными организациями и регулярно принимает участие в международных выставках декоративного искусства. В послевоенный период художники освоили сложные ажурные техники, создавая торжественные произведения с богатым декором, но позднее обратились к более простым и осмысленным формам, акцентируя внимание на цвете, пластике узоров и естественных характеристиках материалов.
Книга затрагивает тему чукотской и тобольской скульптуры малых форм, подчеркивая простоту, сдержанность и выразительность произведений, передаваемых через ритмические движения и обработку материалов. Критики отмечают необходимость гармоничного соединения традиционных элементов и новаторских подходов для сохранения характерных черт декоративных скульптур.
Особое внимание уделяется декоративной скульптуре малых форм из кости, подчеркивающей важность лаконичных пластических решений и передачи сюжета через общее изображение, без избыточной детализации. Использование принципа психологизма усиливает эмоциональную насыщенность образов, проявляющуюся через ритм движений и форму.
В разделе выставки рассматривается недостаток гармонии между формой и орнаментом, отмечается потребность в поиске новых дизайнерских решений, в частности, разнообразие форм в якутской деревянной посуде, подчёркивающее важность выбора подходящего материала для создания портретов в резной кости.
Критикуются современные тенденции, приводящие к утрате традиционных видов искусства, в частности ювелирного дела, и предлагается возвращение к проверенным временем практикам, ориентированным на создание повседневных декоративных элементов. Выражается беспокойство по поводу низкой популярности местных костюмов и украшений в любительском творчестве и призыв вернуться к традициям коренных народов Якутии.
Мастера косторезного искусства Якутии высоко оценены, их работы сравнивают с аналогичными образцами из Холмогор и Чукотки. Подчёркивается важность сохранения национального орнамента и культурного наследия, а также возрождения художественных промыслов, создания специализированных классов и отделений для подготовки квалифицированных кадров.
Описываются традиционные материалы и методы якутского прикладного искусства, демонстрирующие высокое мастерство предков, чья техника практически утрачена. Современные якутские косторезы успешно развивают традиции, опираясь на классику и собственные стили, достигая высоких профессиональных стандартов.
Проблематика музея Якутии затрагивает неудовлетворительное состояние экспозиций, фотографий и текстов в витринах, занимающих ценные места, предназначенные для настоящих экспонатов. Авторы критикуют нехватку поддержки и сотрудничества государственных органов, подчеркивая необходимость расширения ассортимента изделий декоративно-прикладного искусства, увеличения количества народных сувениров и серийного производства товаров массового спроса.
Проводится обзор достижений якутских косторезов XIX–XX веков, подчеркивающий высокий уровень их мастерства и творческий вклад в народное искусство Якутии. Среди наиболее значимых фигур — Владимир Попов, заслуживший звание заслуженного деятеля Якутской АССР, и представители династии знаменитых резчиков, такие как Дмитрий Никифоров и Кузьма Неустроев.
Важное место занимает тема традиционной народной культуры якутов, включающая применение природных материалов, таких как кора деревьев и береста, для создания одежды, жилищ («урасов»), украшений и бытовых предметов, отражающих культурную идентичность народа.
Таким образом, в книге раскрывается история и современное состояние декоративно-прикладного искусства Якутии, подчеркивается значимость его культурного наследия и необходимость дальнейшего развития и популяризации, интеграции народных традиций в современную культуру и образование.
Данное краткое содержание составлено ИИ и может содержать ошибки или неточности.