Конституция Республики Саха (Якутия)

Конституция Республики Саха (Якутия) – основной закон республики начинает свою историю с 1924 года, когда был составлено Положение о Якутской АССР, названное проектом Конституции ЯАССР.
Первая Конституция Якутской АССР (1925 г.) провозгласила, что Якутия – автономная республика и нераздельная часть РСФСР.
Вторая Конституция Якутской АССР (1926) была переработана в соответствии с Конституцией РСФСР 1926 г. и юридически закрепила создание Якутской АССР как неразрывной части РСФСР.
Третья Конституция Якутской АССР (1937 г.) закрепила новое государственное устройство республики, установила систему ее органов государственной власти и управления, определила принципы их организации и деятельности, основные права и обязанности граждане республики.
Четвертая Конституция Якутской АССР (1978 г.) отражала успехи республики в социально-культурном строительстве, подтверждала ее государственно-правовой статус, учитывала новую демографическую ситуацию в республике, характер развития народного хозяйства.
Пятая Конституция РС (Я) (1992 г.) закрепляла, что Республика Саха (Якутия) является суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение.

Конституции и конституционные акты
Якутской АССР

12 июня 1990 г. первый съезд народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики принял Декларацию о государственном суверенитете, заложив тем самым законодательную основу для политического развития РСФСР в составе Советского Союза и автономных республик в составе РСФСР. 
В новых исторических условиях автономные республики РСФСР стремились повысить свой статус, стать самостоятельными участниками заключения нового союзного договора. Выступая в сентябре 1990 г. на Второй сессии Двенадцатого созыва Верховного Совета Якутской АССР, его председатель М. Е. Николаев так обосновывал необходимость принятия Декларации о государственном суверенитете республики: «Повышение политического статуса республики даёт ей возможность самостоятельно осуществлять государственную власть на своей территории, суверенно решать вопросы общественно-политической, социально-экономической, национально-культурной жизни». 
27 сентября того же года Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Якутии. Её 11-я статья гласила: «Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции Якутской-Саха ССР, заключения договора с РСФСР, участия в заключении Союзного договора, совершенствования республиканского законодательства». В тот же день Верховный Совет принял постановление «Об образовании Конституционной комиссии Якутской-Саха ССР» в составе 57-ми человек во главе с председателем Верховного Совета. Из членов комиссии была создана рабочая группа под руководством первого заместителя председателя Верховного Совета и председателя Конституционной комиссии В. М. Власова, которая действовала до последнего пленарного заседания Конституционной комиссии — 2 апреля 1992 г. 
В ходе обсуждения проекта Конституции от органов власти и управления, политических партий и общественных организаций, трудовых коллективов и собраний избирателей, отдельных граждан поступило более двух тысяч предложений и замечаний. Опубликованный 2 декабря 1990 г. проект был направлен для обсуждения в Институт государства и права Академии наук СССР. 
В мае-июне 1991 г. рабочая группа представила доработанный проект на рассмотрение Конституционной комиссии. В течение 1991 г. и начала 1992 г. параллельно с работой над проектом Конституции рабочая группа подготовила пакет законодательных актов, вобравших в себя новые правовые нормы, изменения в системе власти, заложенные в проекте новой Конституции. Все они были оформлены в виде новых законов, изменений, внесённых в действующую Конституцию республики. 
Десятая сессия Верховного Совета Республики Саха (Якутия) 6 февраля 1992 г. после постатейного обсуждения приняла проект новой Конституции (Основного закона) республики в первом чтении, постановив опубликовать его в печати для всенародного обсуждения, и поручила Конституционной комиссии обобщить предложения и замечания и представить доработанный проект на рассмотрение Верховного Совета. На своём заключительном пленарном заседании 2 апреля, внеся последние уточнения, Конституционная комиссия постановила внести проект Конституции на рассмотрение внеочередной Одиннадцатой сессии Верховного Совета. 

4 апреля проект Конституции был рассмотрен и после 11-часовых бурных дискуссий принят на Одиннадцатой сессии Верховного Совета. Принятый документ имел преамбулу, 8 разделов, содержащих 144 статьи, и переходные положения в трёх статьях, и явился первой Конституцией в постсоветской России. 


Пятая Конституция РС (Я) (1992 г.) закрепляла, что Республика Саха (Якутия) является суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение.

Конституция Республики Саха (Якутия) сыграла положительную роль в политической жизни Якутии 90-х годов XX в., став правовой основой государственности в Якутии, определившей её развитие.

Саха Республикатын Конституцията (Төрүт Сокуона) = Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия)

Конституция. 1992.
Саха Республикатын Конституцията (Төрүт Сокуона) [Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия)] : принята на внеочередной одиннадцатой сесcии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва 4 апреля 1992 года. - Якутск : Национальное книжное издательство Республики Саха (Якутия), 1993. - 126, [1] с.

Сборник составлен на основе докладов и выступлений профессора А. Н. Ким-Кимэн. Основное внимание уделено раскрытию механизма реализации Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия) и их включенности в сферу общественно-политической практики Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Сборник рассчитан для студентов, юристов, политиков, а также всех тех, кто интересуется деятельностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области общественно-политической жизни региона и страны в целом.

Create awesome and FAST websites!

Книги с нашей Электронной библиотеки

Миронов, Дмитрий Николаевич
Конституционно-правовой статус Республики Саха (Якутия) как субьекта Российской Федерации / Акад.наук РС(Я), Ин-т гуманитар.исслед ; Отв. ред. П.С.Максимов. - Новосибирск : Наука. Сиб. изд. фирма, 1996. - 218с.



Законодательная (представительная) власть: история и современность : материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Государственной Думы России / [редкол.: д. ю. н. Д. Н. Миронов и др. ; предисл. Н. С. Тимофеев]. - Якутск : ИГИ АН РС(Я), 2006. - 385с.


Республика как субъект федерации: итоги и перспективы развития федеративных отношений (на примере Республики Саха Якутия) : Респ. науч.- практ. конф., 26 сент. 2000 г.: Тез. докл. / Правительство Респ. Саха (Якутия), М-во по делам народов и федератив. отношениям Респ. Саха (Якутия), М-во юстиции РС(Я). - Якутск, 2000. - 83с.

Design a free website - See here