Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация
Главная Поиск Карта сайта Версия для печати
2017 - Год экологии в России
2017 - Год молодежи в РС(Я)

Песни акына над землей Олонхо

Лавка книжных драгоценностей

Калейдоскоп жизни

ПРОЕКТ. КНИГИ МОЕЙ ЖИЗНИ
БИБЛИОТЕКА 2030. Перезагрузка

Объявления
Проекты
Это интересно
Блиц-опрос "Вопрос по истории"

01.09.2017
"Современный кризис библиотечной системы и пути его преодоления" (основные моменты лекции)

23-24 августа 2017 г. в Якутск с очередным визитом приезжал Борис Родионович Логинов, генеральный директор Национального информационно-библиотечного Центра ЛИБНЕТ, директор Научной медицинской библиотеки Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения России, и провел семинар на тему "Современный кризис библиотечной системы и пути его преодоления". Хотя назвать семинаром это сложно, скорее лекция на злободневную тему, а если быть точнее, то размышления вслух.

"Что происходит с библиотеками и библиотечным миром в целом, что будет завтра?" все чаще звучит в профессиональных кругах. Остро чувствуется напряжение необходимости внесения неких изменений, но каких? В чем же конкретная проблема? И каково ее решение?

"Мы сегодня находимся на этапе, называемом кризисом", с такого посыла начал свое выступление Борис Родионович. Но прежде чем углубиться в это понятие нужно вспомнить о том, что, же такое библиотека вообще? В определении этого понятия существуют два источника - Федеральный закон "О библиотечном деле" и Библиотечная энциклопедия. Если в первом значение рассматривается как "организация с организованным фондом документов", то во втором как "выполняющая информационные, образовательные ...функции", уже более реальное понятие близкое к нашей работе. Исходя из спектра данных функций, библиотеки предлагают пользователям свои услуги.

Среди услуг, которые более востребованы, есть пятерка основных, и под первым пунктом лектор указывает "консультацию по поиску документов". Действительно, справочно-поисковый аппарат (СПА) библиотек требует тщательных консультаций, так как факт того, что сам читатель найдет необходимую ему информацию самостоятельно, очень сомнителен. Это говорит о том, что СПА не приспособлен для пользователей.

Следующая услуга, это предоставление документов во временное пользование, которая имеет только один недостаток, то, что читатель должен ПРИЙТИ в библиотеку. Это утверждение на разных уровнях может быть спорным, но в дальнейшем развитии темы лекции с ним нельзя не согласиться. И логично вытекает услуга предоставления документов пользователям в рамках взаимного использования фондом (МБА), но то, что мы имеем сегодня под данной услугой очень времязатратно и тяжело, в плане последовательности действий по удовлетворению запроса. Хотя и имеет перспективу с использованием сети Интернет. Пользуясь случаем, Борис Родионович рассказал об организации доступа к фондам Медицинской библиотеки посредством он-лайн подписки, и дополнил высказыванием "Представьте если бы все библиотеки так предоставляли свои фонды? Мы стали бы более востребованными!"

Так в чем же кризис? Каковы его признаки? А признаки всем хорошо известны, и основным является снижение показателей, то есть числа читателей, посещаемости и книговыдачи соответственно. И следовательно возникает критика, как со стороны пользователей, так и со стороны учредителей. Первые хотят получить "ту самую книгу", но до нее нужно доехать, выделить время, и иногда деньги, а вторые, а что вторые, у них свои требования и свои вопросы.

Помимо признаков, есть еще и причины. Так, первоначальная причина кризиса в том, что у библиотек появился мощный конкурент - Интернет, который стал альтернативным источником общедоступной информации для населения. Действительно, если представить, или вернуться лет на 20 назад, когда обращение к интернету скорее было фантастикой, чем реальностью, то каждый со своим запросом пойдет в библиотеку, которая имела монополию на доступ к информации. Думая, таким образом, было принято решение "войти в интернет", выставив там свои каталоги, но это не явилось решением проблемы, а всего лишь облегчило функции, и не более того.

Никто не отрицает падение интереса к чтению в традиционной форме, в библиотеках и не только предпринимаются разнообразные формы и попытки реанимировать интерес к нему. Но все это сталкивается с упрямством общества, в котором поменялись приоритеты. Если раньше логика успеха была через правильно и грамотно построенное образование, то сейчас все изменилось. А библиотеки как работали, так и работают, и дело совсем не в них, просто человеку уже не нужно (а иногда и некогда) идти туда и брать книгу с необходимой информацией.

Но если вдруг все-таки случится такое, человек доедет до библиотеки обратится с запросом, каковы же шансы, что он будет полностью удовлетворен? Мы не может обеспечить информацией всех и каждого, население настолько разное, насколько разнообразны его интересы и сферы деятельности. Даже если читатель получит книгу, со словами библиотекаря "в этом издании находится необходимая для Вас информация", тут может произойти расхождение понятий, которое возникло в начале, при обращении с запросом. Читателю не нужна эта книга, ему будет сложно, так как с ней надо работать, надо искать, и не просто сочетанием клавиш "ctrl+F", а листать каждую страницу. Как было сказано выше, у общества поменялись приоритеты, и соответственно оно потеряло культуру такого "умения" и поиска. И в этом нет ничего плохого, так как нельзя сидеть и уверять, что надо работать своей головой, а не сочетанием клавиш, время изменилось, поколение изменилось, система и подходы тоже меняются. В следствие, все это усложняет нахождение современного пользователя в традиционной библиотеке. А почему? А потому что, ему не нужна книга как таковая, ему нужны ЗНАНИЯ (знание - это результат познавательной деятельности, человек над чем-то работал, получился результат и он его изложил, конкретно и понятно).  Поэтому недостаточно, сегодня найти и дать пользователю книгу, ему нужен конкретный ответ на конкретный вопрос.

Так каковы же последствия всего этого? Если представить, что все оставим, так как есть. Что произойдет? А произойдет следующее, падение популярности и востребованности библиотек, все переместится в зону интернета, а в скором времени канет в лету. В следствии сокращение и оптимизация. Но природа библиотеки не в том, что есть книга, а все гораздо сложнее. Так как возникновение института библиотеки в целом - это сущность человечества, любопытство всегда было и будет присуще каждому человеку. Поэтому если все библиотеки закроются, все равно наступит время и необходимость в их открытии.

Но, несмотря на все эти  реальные проблемы кризиса, нужны пути преодоления. И первым пунктом Борис Родионович называет "Совершенствование фондов". В библиотеке всегда была большой ценностью справочная литература, так как она утоляет первый голод в информации. В наше время литература такого рода ушла на второй план, а зря, так как именно из журнальной/газетной или энциклопедической статьи человек получает знания, конкретный ответ на свой запрос. Поэтому нужно пересмотреть систему комплектования.

Следующим моментом в преодолении кризиса должно стать совершенствование системы поиска знаний. Конечно же, это создание полного электронного каталога, максимальная полная аналитическая роспись сборников трудов, журналов, учебников, газет, а так же изданий энциклопедического характера. Так как люди должны обращаться к нам, а не к Википедии, с ее ненаучными и неподтвержденными статьями.

У библиотек нет инструмента предоставления знаний в Интернете, у них есть только заголовки, а необходимо раскрывать содержание. И вот в этом моменте, можно сказать, что у библиотек есть основы, но нужно их развитие и единообразие.  При разговоре о создании ИПЯ (информационно-поисковых языков), нельзя обойтись без создания онтологий и принципа FRBR-изации. Это слово, скорее аббревиатура, существует довольно таки давно, но знание его мы не до конца понимаем. Если грубо говорить, то это развитие СПА библиотеки, направленное на раскрытие информации, система предоставления пользователю ответа на конкретный  вопрос (дать ему знание).

Помимо всего перечисленного в пути по совершенствованию системы поиска знаний, необходима разработка модели поиска с учетом морфологии, так же режима поиска по полным текстам. Почему, когда пользователь любого Интернет-магазина с легкостью разбирается в  предоставляемой системе поиска, с разнообразными рубрикаторами, множественными фильтрами и даже морфологией, а потому что она не требует дополнительных консультаций для того, чтобы использовать ее. Она устроена так, как удобно обычному пользователю Интернета.

Следующий путь назван как обеспечение доступа к полнотекстовым документам через Интернет. Тут могла на пути встать проблема с учетом законодательства об авторском праве, но она решена, посредством технологии Электронного абонемента. Принцип все тот же, есть экземпляр, есть книговыдача. Нет экземпляра, нет книговыдачи. Фонд электронной библиотеки комплектуется так же, как и традиционный, экземплярами, а не файлами. Тут препятствием может стать дублетность документов, в одной библиотеке оцифруют одно издание, в другой получат запрос на нее же, и так же оцифруют.

Какие необходимо предпринять меры, чтобы не было дублетности при оцифровке? Нужно специализироваться, но не посредством общепринятой классификации, а именно на региональной составляющей. Каждый комплектует и цифрует под себя. Вследствие чего создается корпоративный электронный абонемент. Ну не прелесть ли?

А как же быть с программным обеспечением? С тем, что уже имеем? (имеется в виду существующая электронная библиотека). Борис Родионович очень просто отвечает на эти вопросы, нужно менять взгляды и переходить на новый и более удобный, умный конфигуратор, который не нужно создавать или приобретать. Он уже имеется в информационной системе OPAC, на которую в свое время перешла Национальная библиотека РС(Я) (и библиотеки республики). Таким образом, электронный абонемент можно реализовать на базе сводного каталога.

Исходя из всего сказанного, была предложена "Схема библиотечных знаний", которую не сложно представить, следуя логике нашего лектора. Эта схема и является выводом размышлений и ориентиром на работу современной библиотеки, которая перешла этап стадии развития "Электронной библиотеки", и перешла к этапу "Электронные библиотеки знаний".

Изменится ли миссия такой библиотеки? Принципиально нет, и выглядит она таким образом: библиотеки будут собирать, хранить, систематизировать (на принципах FRBR), предоставлять доступ через телекоммуникационные сети к культурному наследию России, которое должно быть частью мирового информационного пространства.

И так, теперь есть над чем думать, ставить конкретные цели и задачи, как сказал Борис Родионович у нас очень профессиональная среда, с которой интересно и продуктивно работать. Не зря библиотекари республики первые, с кем он поделился своими размышлениями, провел встречу на тему "Библиотечного кризиса", и обсудил пути решения данной проблемы.

 

Андреева М.В., заведующая центром

бибилотечно - информационного обслуживания НБ РС(Я)